анонс новостей

загрузка...
мир женщин

Красота Здоровье Мода Фитнес и диеты Отношения Материнство Дом и хобби Кулинария Карьера Отдых Покупки Непознанное
Выученная беспомощность


категория: Отношения » Психология | 8-11-2016 | автор: ErikaNiagara
Выученная беспомощность
Синдром выученной беспомощности

Представь себе, что жизнь каждого человека – это игра на гигантской шахматной доске. Люди разыгрывают сложные или не очень партии, рискуют или воспроизводят уже кем-то отыгранные этюды с предсказуемым результатом, жертвуют какими-то фигурами ради профита, блефуют – в общем, живут. Кто-то более удачлив, а кто-то менее. Кто-то понимает, что это игра и у нее есть определенные правила, а кто-то погружается в процесс настолько, что сам становится фигуркой в чьей-то комбинации. Есть еще одна категория игроков: те, кто сидит у доски и просто смотрит, как его партию играют другие. Этого горе-игрока стыдят, подталкивают, откровенно используют. А он сидит и апатично смотрит, как кто-то проигрывает его жизнь. Но почему? Лень? Причины могут быть разные, но одна из них – синдром выученной беспомощности.

Феномен выученной беспомощности



Впервые этот феномен был описан Стивеном Майером и Мартином Селигманом в 67 году прошлого века. Как всегда, первыми потерпевшими были собаки. Американские исследователи-психологи подвергали четвероногих друзей человека ударам тока. Причем, животные были помещены в условия, где они не могли избежать этих болезненных воздействий. Через какое-то время собак помещали в клетки, где животные уже имели возможность избежать боли. Знаешь, что произошло? Собаки оставались пассивны. Они терпели болезненные удары током и оставались на месте. То есть, звери усвоили полученный опыт, встроили в свою цепочку мировосприятия постулат о том, что все усилия бессмысленны и все попытки изменить ситуацию обречены на провал. И когда у собак появилась возможность бежать, они даже не сделали попытки к бегству.

Феномен выученной беспомощности привлек внимание многих ученых. В дальнейшем эксперименты, подобные экспериментам на собаках, были проделаны с участием людей. Естественно, форма испытания была более гуманной. Нужно ли упоминать, что результат был аналогичным? На эту тему есть симпатичный анекдот.

Малыш спрашивает у сидящего старичка:
- Дедушка. А вы чего стонете?
- Да вот, малыш, на гвоздик сел. Больно.
- А чего же Вы с него не встанете?
- Так притерпелся уже.


Определение выученной беспомощности



Существует определение феномена выученной беспомощности. В вольном изложении оно звучит так:

«Синдром выученной беспомощности – состояние, которое формируется у животного либо человека в результате долговременного негативного/враждебного/вредного воздействия, которого невозможно избежать».

То есть, если человек долгое время переживал неприятные события в своей жизни и не имел возможности на них повлиять, у него формируется синдром выученной беспомощности. Впрочем, сформироваться он может и в том случае, если личность просто продолжительное время была лишена возможности влиять на события своей жизни. Вспомни родителей, готовых практически все делать за своего малыша: решать домашние задания, выносить мусор, убирать игрушки, мыть посуду и тому подобное. А потом удивляются «чего это наш Василий ничего не хочет, ни к чему не стремится?» Раньше надо было думать, когда ручку мусорного ведра из рук детки, решившей проявить инициативу, вырывали.

Немаловажным аспектом в формировании выученной беспомощности является чужой опыт. Долговременное наблюдение за кем-то, пребывающим в неблагоприятных условиях и неспособным это изменить, порождает в наблюдателе феномен выученной беспомощности. Наблюдающий воспринимает, а затем встраивает в мировоззрение постулат о том, что «все бесполезно». Наблюдаемым может быть что угодно – телепередачи одного типа или еженедельные избиения матери пьяным отцом… Это, кстати, к слову о том, откуда берутся т.н. «жертвы» и в чем корни созависимости.

Еще одно определение

«Феномен выученной беспомощности является результатом продолжительного по времени явления неадекватной обратной связи, порождающей у субъекта ощущение беспомощности, отсутствия всякого контроля над ситуацией. Благодаря неадекватной обратной связи у субъекта пропадает вера в эффективность любого его действия, а, следовательно, и желание совершать эти действия».

Эти два определения не противоречивы, а взаимодополняющи. Если с первым все более или менее понятно, то второе трудно для восприятия. Предлагаю пройтись по нему подробнее.


Условия, необходимые для формирования выученной беспомощности.



Обратная связь



Прежде всего, я обязана шепнуть тебе, что психологи уверены, будто формирование беспомощности завершается к восьми годам жизни. С одной стороны верно. До этого возраста формируются определенные психические процессы. Юный человек активно обучается взаимодействию с миром, а в основе обучения лежит связь действия и вызываемого им последствия. Однако существуют эксперименты, результаты которых подтверждают, что «никогда не поздно».

Итак, что такое обратная связь? По большому счету это отклик на какое-то действие. Ты делаешь что-то, ожидая определенных последствий, и эти последствия наступают. Ты задаешь вопрос и получаешь ответ, ты набираешь телефонный номер и слышишь гудки или голос того, кому ты звонишь. Все более или менее предсказуемо. Теперь представь, что ты набираешь номер подружки Вали, а телефонная трубка у тебя в руке превращается в галстук. Или ты спрашиваешь что-то у мужа, а он в ответ выливает тебе на голову контейнер растаявшего мороженого. То есть, последствия неадекватны действиям. В следующую попытку набрать номер трубка кусает тебя за ухо, а муж в ответ на вопрос начинает лопотать по-китайски. Спустя какое-то время после таких «нежданчиков» ты прекращаешь пользоваться телефоном и общаться с мужем.


Неадекватная обратная связь



Но я увлеклась. Пассивность – результат неадекватной обратной связи. Рассмотрим на примере воспитания. Ребенок приносит домой двойки, но получает пирожное, приносит пятерку, но получает хмурую отповедь на тему «почему пятерка за рисование, а не за математику?». Думаю, принцип понятен. Человек перестает понимать, что хорошо, а что плохо. За что последует наказание, а за что – поощрение. Та же самая ситуация частенько складывается в офисах, где начальствующие лица – обычные самодуры, управляющие персоналом и компанией исходя только из своих «настроений». Откуда взяться мотивации, если осознаешь, что никак не можешь не то что повлиять на последствия, а даже мало-мальски предсказать их?


Однотипная обратная связь



Кстати, пассивность порождает и абсолютно одинаковый отклик на любое действие. То есть, однообразие обратной связи. Возьму опять пример с учебой. Ребенок приносит домой пятерку и его хвалят, ребенок протягивает дневник с «удом» – и следует реакция в стиле «ну и ничего страшного». Это отношение часто практикуется в семьях, где много взрослых на одного-единственного ребенка, и «кровиночка» разбалована настолько, что уже в буквальном смысле ездит на всех взрослых членах семьи. То есть, что бы человек ни сделал – обратная связь будет однотипной. А раз так, то зачем стремиться сделать лучше? Зачем вообще к чему-то стремиться, если вознаграждение будет даже за попытку, имитацию деятельности? Помнишь пример с мусорным ведром?

Последствия могут быть и негативными. Ты наверняка видела семьи, где ребенком постоянно недовольны, что бы он ни совершил. Причем, не всегда это – отыгрывание собственных комплексов. Порой такое показное недовольство следует из лучших побуждений. И родители не понимают, насколько калечат свое чадо постоянно царящей вокруг него тяжелой ядовитой атмосферой недовольства. Низкая самооценка, куча комплексов, отвращение к любой деятельности и даже к себе самому, уверенность в неспособности контролировать свою жизнь или хоть как-то влиять на ее события – вот такие «ягодки» пожнет их чадо в будущем. Надо ли резюмировать то, что для нормального развития ребенка важно, чтобы на его поступки реакция родителей и других значимых людей была адекватной и разнообразной?


Отсутствие обратной связи



Теперь другое. Выученная беспомощность часто является долговременным опытом отсутствия всякой обратной связи вообще. Ну, об этом явлении существуют хорошие выражения: «Стучать головой о стену» или «биться как рыба об лед». То есть, ты что-то делаешь, а никаких последствий не наступает. И вот ты делаешь, делаешь, а потом бросаешь все в чертовой матери, потому что… да кому это все нужно, в конце-то концов?

Разновидностью этой части является слишком большой временной разрыв между действием и последствием. Если человек сегодня заработал гонорар в пару сотен долларов, а получил его лишь через год, то действие уже не увязано с вознаграждением за него. А кошка, напакостившая в ботинок, но получившая нагоняй только через несколько часов после содеянного увяжет свое злодеяние с последовавшей трепкой? Итак, вопрос века: куда девается мотивация и откуда берется лень? И резюмируя: избежать формирования выученной беспомощности поможет как можно более короткий разрыв между действием и последствием, а так же отстранение от участия в действиях, не имеющих последствий.


Итоги



Итак, время для итогов. Как видишь, я не даю тебе рецептов. Дело это неблагодарное, да и… потом еще крайней окажусь, если что-то пойдет не так. В общем, обойдемся без рецептов. Я лишь наметала контуры интереснейшего психологического явления, которое, с учетом распространенности всех видов насилия среди людей, имеет непосредственное отношение ко многим из человеческого племени. Возможно, ты узнаешь что-то новое про себя и свой регулярный отказ от попыток достигать чего-то (а понимание проблемы и ее истоков – половина решения). Или сделаешь выводы касаемо своей манеры воспитания (а, значит, одной искалеченной жизнью будет меньше). А может, ты просто закроешь эту страницу и забудешь о ней. Но мне хочется верить, что после прочтения этого текста шахматная доска твоей жизни перестанет вызывать у тебя лишь ощущение беспомощности и апатии. Потому что, если твою жизнь не играешь ты, ее играет кто-то другой. И он точно делает не в твоих интересах..


Автор: Наталья Пузанова (ErikaNiagara), специально для www.womansterritory.ru.


Понравился материал? Поделись с друзьями!

 (голосов: 1)
Просмотров: 182 | комментариев: (0)


Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.

мир женщин
загрузка...
мир женщин
наш опрос